Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 21.05.2024, 18:04
Включить версию для слабовидящих Приветствую Вас Гость | RSS




Управление образования

Администрации Красногвардейского района Республики Крым

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учебные предметы » Русский язык и литература

Система работы по развитию культуры речи на уроках русского языка
14.12.2015, 16:20

Система работы по развитию культуры речи  на уроках русского языка

Если   задать  вопрос: «Нужно  ли   учиться   правильно, без  ошибок  писать?» - каждый   ответит: «Да,  нужно!». Если   этот  вопрос  перевести  в  плоскость  говорения, произношения, то  есть  устной  речи,  то  далеко  не  каждый  ответит  положительно.

Почему  так  происходит?  Почему  многие   преклоняются перед  письменной   речью  и  пренебрежительно  относятся  к  устной?  Ведь  если  вспомнить  историю  языка, окажется,  что  устная речь  древнее  письменной.  Более  того,  последняя  возникла  сравнительно  недавно,   на  базе  устной  речи.  Люди   нередко  стали  забывать,  что  они  говорят   чаще  и  больше,  чем  пишут,  а  поэтому   устная   речь    нуждается    в   более   уважительном   к   себе отношении.   Несмотря    на    «вероломные»  попытки  письменной речи   потеснить     устную,   последняя    не  сдает  своих   позиций, но  и  занимает  все   новые  и  новые  рубежи  благодаря  звуковым средствам    массовой   информации,  расширению  сферы  общения людей.

Так  все  же  почему  главное  внимание  письменной  речи, а  не  устной?  Вероятно,   главная    причина    пренебрежительного отношения  к  нормам  устной  речи  состоит  в  том,  что  письменная   речь – это … письменная речь,  то  есть   речь   записанная,  зафиксированная.

В  самом  деле,  человек  уходит  из  жизни,   и  довольно скоро   забывается  и  то, что  он  говорил.  Если    же   после  него остается   письменное   наследие,    то  оно  живет  долго,  бывает, что  и  вечно.

Устной  же  речи,  хотя  она  имеет  преклонный  возраст  не  повезло.   Записывать  ее  со  всеми  особенностями  и   оттенками  стали  по  существу   только  в  XX  веке.  А   коль    скоро « слово  не  воробей,   вылетит – не  поймаешь»,   то   внимание     к  «качеству»  вылетевшего    и   безвозвратно    улетевшего  слова  не  такое  пристальное,    как  к  слову,   попавшему  на  кончик  пера.

Что  же   делать,   чтобы    вернуть  устной    речи  её законные  права?  Отвечая  на   этот  вопрос,   вспомним,  что  говорить  правильно  учат   семья,  школа,   средства  массовой   информации,  театр, кино.  Вспомним  и  то, что  взрослому  переучиваться   гораздо  сложнее,   чем  ребенку,    и  сделать  это  удается  при большом  желании  далеко  не  каждому.  Значит,  нужно  начинать учить  с  детства,  со  школьной  скамьи.

Особенностью  современного  этапа  обучения  языку является  его  практическая  направленность.   В  отличие  от  прошлых   лет,    когда   высшим   достижением   языкового  образования считался высокий  уровень теоретической подготовки  школьников, их  знания  о  языковой  системе,  все  больше  и  больше  утверждается  мнение,  что   результатами  обучения  должны  стать,  прежде всего, умения   эффективно  пользоваться  языком, овладение  необходимыми  речевыми  навыками.  Цель  школьного  курса  русского языка  можно  считать  реализованной  в том  случае, если  учащиеся  научились самостоятельно  высказывать  свои  мысли,  не  боясь чрезмерного    наказания   за    допущенные   ошибки  в   написании слов  и   употреблении   знаков  препинания,  если  у  них  на  достаточном   уровне  будут  сформированы  навыки   слушания  и  понимания  текстов  различной  степени  сложности,  умение инициировать  и  поддерживать  диалог,  строить  связные  устные  и   письменные  высказывания.

В  настоящее  время  речевая  направленность   школьного языкового  курса  стала  официальным  требованием.  В  государственном  стандарте по языку  выделена  специальная  речевая линия, которая    призвана   обеспечить   развитие    и    совершенствование умений      и     навыков   во    всех    видах   речевой   деятельности.  Требования    к   уровню   речевой   подготовки    зафиксированы  и   в    действующих    критериях    оценивания   учебных   достижений учащихся.  В    соответствии   с  этим    документом   обязательному контролю  подлежат  не   только  языковые  умения,   навыки    правописания,   но   и    сформированность     у   школьников     умений  внимательно   слушать,  читать,  строить   диалогические  и   монологические   высказывания.

Э С Т Е Т И Ч Е С К О Е    О Т Н О Ш  Е Н И Е      К    С Л О В У

Слово  как   органическая   часть   языка  содержит  в  себе следы   представлений    целого   народа  и  отдельного  человека  о  мире,  отражает   его  историческую  жизнь.  В  нем   как  бы   сконцентрировался, абстрагировавшись  от  конкретных  явлений,  опыт человека  во  всем  богатстве  и  многообразии.

Высоко    оценивал   роль   слова   выдающийся    педагог В. А. Сухомлинский: « Я не имел  бы  права  называться  воспитателем, если бы  на  каждом шагу не  раскрывал красоту, поэтическую силу,  аромат, тончайшие оттенки,  музыку  слова,  если  бы  школьникам  не   хотелось   выразить  в   слове  самое  красивое  и   самое сокровенное… Слово – это  вершина   человеческого…»

Искусство    слова    всегда   существовало  для  человека и  благодаря  ему.  От  уровня  готовности  человека  к  восприятию слова  зависит  воздействие  этого вида  искусства: эмоциональное, познавательное,  информативное,  аналитическое,  воспитательное, преобразующее. Разработка этих  проблем  тесно связана  с  вопросами  общей   воспитанности,  культуры.

На  протяжении  всей  человеческой  истории  проблемы  языковой    воспитанности,   эстетического    отношения   к    языку привлекали  внимание  представителей  науки  и  искусства.

В   школах    древней    Спарты   вместе  с  требованием физической закалки  выдвигалось требование владения  искусством слова,  т. е.  умения   чётко  и   лаконично  выражать  свои  мысли. В  эпоху  эллинизма, когда  центром  эстетической  культуры  стало литературно – риторическое  воспитание, культура  слова  являлась синонимом  общей  культуры  человека.

Одним  из  самых  выдающихся  римских   педагогов   был Марк  Фабий  Квинтилиан,  произведение  которого «О  подготовке оратора»   является   вершиной    римской   педагогической  теории. Человек    рождается   с   задатками,   которые    должен    развивать учитель.  Необходимо,  чтобы  ребенка  окружали  люди   в   совершенстве  владеющие  языком. Таким  образом,  Квинтилиан  поднял вопрос  о  том,  что для  воспитания  культурного  человека  все  его окружение   должно  быть  достаточно  образованным.

Известно,    что    первым    опытом    гуманистического  воспитания  в  эпоху  Возрождения  был  « Дом  радости» - школа, которую  основал   известный   падуанский   гуманист   Витторино Де  Фельтре. В  этой  школе  большое  внимание  уделяли  физическому  и  эстетическому  воспитанию, благодаря  которому  ребёнок учился   правильно  говорить,    грациозно   двигаться,  чувствовать музыкальную  гармонию.

В  России  во  второй  половине   XYIII  века – расцвет Просвещения.  Его  могучим  представителем  был  М. В. Ломоносов.  Он   занимался    конкретными  вопросами  поэтики,   создал первую    русскую    грамматику.  Учебники   М. В.  Ломоносова  « Риторика»  и  « Грамматика»  на  протяжении  50  лет  были   лучшими  пособиями.

В   педагогике   XIX   века  выделяется  имя  известного русского  педагога  К. Д. Ушинского. Из  многих  его  работ  видно, что  автор  руководствовался  именно  эстетическим   воздействием на   ребенка   основ  наук,  которые  изучались.  Особенно  большое внимание  педагог  уделял  эстетическому воспитанию  средствами языка.  Слово,  по  его  мнению,  -  это   органическая   часть  языка, которая    несет  в   себе    следы    представлений  целого  народа   и  отдельного   человека   об     окружающем   мире   и   отражает    его  историю.  Именно  в  слове  сконцентрировался  опыт  человека   во всем  его   богатстве    и    разнообразии.  С  этих   позиций  и  были написаны  К. Д. Ушинским  книги   для  чтения:  « Детский  мир» и «Родное  слово»,   которые    имели   большое   значение   для  народной   школы.

П О Н Я Т И Е   « К У Л Ь Т У Р А    Р Е Ч И»

Словарь- справочник  по  методике  русского  языка   под редакцией   М.Р.  Львова    дает   такое   определение:

 «Культура   речи -  владение   нормами  устного  и  письменного  литературного  языка (орфоэпия, ударение, словоупотребление, орфография, морфология, синтаксис), также умение  использовать   выразительные    возможности   языка    в    соответствии   с  целями   высказывания   и    коммуникативной  целесообразностью, с   условиями   общения. Имеет  две ступени: а) правильность  речи, т. е  нормативность  речи; б) мастерство  речи, т. е. умение  выбрать наиболее  точный  по  значению, стилистически  уместный, выразительный,  яркий  вариант   высказывания (слово, фразеологическая единица,   грамматическая   форма,   сочетание,   синтаксическая  конструкция  и  пр.). Культура  речи  может быть  достигнута  лишь на  основе  общей  культуры  субъекта  и  окружающих  его  людей, любви  к  родному  языку, высокой  культуры мышления. Эталоном высокой   речевой   культуры   признаётся    язык   художественной литературы,  язык  писателей – классиков, а  также  лучших  произведений   публицистической, политической,  научной  литературы.»

Основополагающим    для    методики   развития    речи  является  утвердившееся  в  современном  языкознании   выделение двух   уровней   культуры   речи.  Первый    уровень    предполагает  речь   правильную  и   требует  употребления   языковых  единиц  в соответствии   с    нормами    русского   литературного    языка.   На  втором,  высшем  уровне, рассматривается  эффективность  речевой деятельности, предъявляется требование  оптимального (для данных целей  и  условий  общения) отбора  языковых  средств  и  композиционного  оформления  высказывания,  речь  оценивается  с  точки зрения  её  коммуникативной   целесообразности.

Для    развития  речи  учащихся, повышения  уровня  их  речевой  культуры   большое  значение  имеет  определение свойств образцовой    речи.  Их   научное   обоснование   позволяет   четко  представить   цель   своей    деятельности,    осмыслить    критерии  оценки  её  результатов.

Методически  приемлемым   представляется  подход В. И. Капинос,  которая  считает,  что  работа   над   повышением  уровня  речевой  культуры  учащихся  должна  обеспечивать  правильность и коммуникативную целесообразность  речи; последняя достигается  при  условии  таких  свойств  речи  как  богатство, точность   и   выразительность.

Правильность  речи  предполагает   соблюдение  норм русского   литературного   языка  (орфоэпических,  лексических, словообразовательных  и  грамматических). Точность  речи   обеспечивается   отбором  таких  языковых  средств (в  первую  очередь лексических  единиц  и  синтаксических   конструкций),  которые  в  наибольшей     мере   соответствуют     содержанию   высказывания.

Богатство   речи    проявляется   в   разнообразии   используемых  языковых  средств (речь   бедная,   как  правило,    характеризуется  неоправданным    повторением    одних   и    тех   же    слов   и конструкций). Выразительность   речи    достигается    использованием   таких  языковых  средств,  которые  обеспечивают  воздействие   на    читателя ( слушателя):  помогают   в  чём-то  его  убедить, вызвать  определённые  чувства,  побуждения  и  т. п.

К   указанным   четырём   свойствам   образцовой   речи  необходимо  добавить  ещё   содержательность  и  логичность, которые  отражают взаимосвязь   мышления  и  речи.  Первое  из   них предполагает  необходимую степень  лаконизма, отсутствие пустых фраз,  многословия;  второе  выражается  в  требовании  непротиворечивости,  в   соблюдении    логической    последовательности    в  изложении   мыслей.

Описанные  выше  положения  науки  о  языке  могут  служить   лингвистическим   обоснованием   выделения   в   школьном курсе  русского  языка   трех  главных  направлений: 1) обогащение словарного  запаса  учащихся  и  развитие  грамматического  строя  их речи;2)обучение  школьников  нормам  русского  литературного языка; 3)формирование  у  них  умений  и  навыков  связной  речи. Все три  направления  работы  тесно взаимосвязаны, однако каждое из  них  имеет  свою  специфику,  своё  содержание  и  требует  особых  методов  и  приёмов.

Р Е Ч Е В Ы Е     О Ш И Б К И   И   Н Е Д О Ч Ё Т Ы

Говоря   о  причинах   относительной  бедности   русского словаря   учащихся  можно   назвать   следующие:   недостаточный кругозор   части   школьников,  ослабленный   интерес   к    чтению,  невнимание  к  слову,  небрежное   отношение  к  речи.

Основные   трудности, с  которыми  сталкиваются  учащиеся   при   изучении   русского  языка,  связаны   с   формированием орфоэпических  и  акцентологических  навыков. Процесс  формирования   этих   навыков   у   школьников   сложен.  Орфоэпические  и  акцентологические   ошибки  в  их  речи,  как   правило,  устойчивы и  поддаются  исправлению не  сразу. Этим  объясняется  внимание, которое   уделяется  данному  вопросу  в  программе  и  учебнике.

Правильность   русской  речи   определяется  также  сформированностью   словообразовательных,  морфологических  и  синтаксических    навыков.

На   уровне  словообразования   нарушение   норм  наиболее  часто  проявляется   в  употреблении  префиксов  и  суффиксов. Например: деревья  весной  позеленели.  Нарушение   норм    словообразования  часто  проявляется   при  образовании  степеней  сравнения    наречий:  наибольше  я  люблю  зиму.  Нарушаются   нормы употребления  суффиксов  -ева-, -ова-, -ыва-; -ся, -сь  в   глаголах: указуют  часы,  играюсь, дождуся.

Часто  в  речи  учащихся  наблюдается   смешение  словообразовательных     элементов    сравнительной    и     превосходной  степеней:  самая  наилучшая  пора,  наикрасивейшая  кукла. Довольно  распространёнными   следует  считать  и  отклонения  от  нормы   в  выражении  категории  числа  отдельных  имен  существительных.  Например:  высохшее  белило,  синее  чернило,  летом  начинаются  сезоны  лагерей.

В    именах    прилагательных     отклонения   от   нормы  наблюдаются  при  использовании   краткой  формы  и   форм  сравнительной  степени.   В  речи   учащихся    наблюдается  чётко   выраженная  тенденция  к  употреблению   полных  форм   имён   прилагательных  и  в  роли  определения,  и  в  роли  сказуемого:   все  были  довольные  этой  прогулкой.

Частой   ошибкой    в   личных   местоимениях   является  пропуск   вставного    н    и,  наоборот,  появление   н   в    беспредложных  сочетаниях:  про   её    много   написано  , не   мог   не  любоваться   ним,  старается  овладеть  ними.  В  речи  учащихся  часто  встречается  в  родительном  падеже  усечённая  форма  личного  местоимения  женского  рода:  цветы   для   ней,  волосы   у  ней тёмные.

Особенно   много   ошибок   в    плане   нарушения  норм  даёт  глагол.   Отличаются    неправильным   употреблением    такие  глаголы,  как  хотеть,  класть, положить, одеть,  надеть,  стать.

Учащиеся  смешивают  в  употреблении  возвратные   и   невозвратные   глаголы:  дети  играются; неверно образуют  формы  повелительного   наклонения   от  глаголов   положить,  класть,  вынуть, не  портить,  лечь, бежать (ляжь  на  песок,  бежи  за  мной).

Большое   количество  ошибок   допускают  учащиеся   в  употреблении предлогов. Вместо предлога  из  в  речи  очень  часто 

употребляется  предлог  с, реже со: книги  можно  брать с библиотеки, скворцы   прилетели  с  дальних  стран.   Вместо    предлогов

о, об, обо,  которые   используются    для    обозначения   предмета  речи  и  мысли,  употребляют  предлог про:  расскажи   про   свою  жизнь, про  это  время  года  есть  много  стихотворений.

Много  отклонений  от  норм  и  в  области  синтаксиса.

Чаще  всего  нарушаются  нормы  управления:  приближается    до нас,  разговаривать  на  русском  языке. Нередки  ошибки  в  порядке  слов ( я  люблю очень  лето, весна   много  принесла   счастья   и  радости), в  употреблении  безличных  конструкций (зимой  видно  следы  зайца), в построении  предложений  с  деепричастными  оборотами (находясь в  лесу,  слышно  разнообразное  пение  птиц), в   сложноподчинённых  предложения (прилетели  птицы, которые поют  так  хорошо  и  красиво, что  даже  идёшь  куда-то и  остановишься,  чтобы   послушать  их  пение).

Предупреждение  подобных  ошибок  является  первостепенной   задачей   обучения   русскому  языку,  поскольку   усвоение    норм   связано  с  формированием   осознанных  умений   конструирования   речевых  единиц.  Огромное   значение  в   процессе   формирования  навыков   устной  и  письменной   речи  школьников  и   роста   их   общей   культуры    имеет   речь   самого  учителя, которая   должна   соответствовать  нормам   русского   литературного  языка.

В Л И Я Н И Е        Б Л И З К О Р О Д С Т В Е Н Н О Г О

Б И Л И Н Г В И З М А      Н А      К У Л Ь Т У Р У     Р Е Ч И

На      характер,   результаты   обучения     русскому  языку  влияют    в  целом    общие    условия    развития  языков,  языковая  ситуация  в   стране.  Известно,  что   в    нашей     республике  дети  усваивают  русскую  речь  стихийно   под  влиянием   окружающей  среды  ( семьи,  сверстников, радио, телевидения  и  т. п.).  Причём   наиболее  активно  дети  овладевают  разговорно-бытовой   речью, далёкой  от  совершенства, с  большой  примесью  просторечия. Это связано  с  тем, что  с  детства  в  этой  сфере  речевой  деятельности у  говорящих   отсутствует  необходимость  в  строгом  соблюдении языковых стандартов, « правил  языковой  игры» и, соответственно, жёсткость   речевого   самоконтроля.   Таким   образом,  исподволь   происходит   усвоение  наиболее  часто   слышимых   слов,  грамматических   форм, синтаксических   конструкций, не  всегда  соответствующих   нормам   русского   литературного   языка.

Функционирование   русского  языка  в  условиях  близко-родственного   билингвизма   предопределяет   наличие  в   русской  речи   учащихся   акцентных  отклонений, возникающих  под  влиянием   просторечия:  арбуз – арбуз,  квашение – квашение, созыв – созыв,  случай – случай,  ворота – ворота,  центнер – центнер.

Решение   проблемы  корректировки   разговорно-бытовой  речи   тесно  связано  прежде  всего  с   определением  перечня   тем  и    ситуаций,   в  пределах   которых   должен   уметь   общаться  выпускник   средней  школы.    

В  системе   функциональных  стилей  развитых   литературных   языков  важное   место  занимает   газетно-публицистический   стиль  как  средство  массовой  коммуникации:  газетная  речь,  отражающая    реалии  современной   жизни,  вбирает  в  себя, адаптирует  и  транслирует  огромные  информационные  потоки,  обрушивающиеся   ежедневно   и  ежечасно  на  человека. Газетная  речь как   своеобразный   посредник   между  живой  речью,  речью  улицы    и   литературным   языком   способствует   проникновению   в  него   инокультурных   и   иноязычных  компонентов.  Как   символы   украинской   истории,  культуры,  ментальности   вошли   в   русский  язык   слова    бандура,  кобза, лира  и   производные  от  них. Прилагательное  самостийный   и   производные    от    него   существительное   самостийность   и   наречие   самостийно   настолько    прочно   вошли   в   русский    язык,   что  образует     даже    краткие   формы   самостиен,   самостийна.

Среди   слов  украинского  происхождения   в  русской   газетной   речи    наиболее    частотны   следующие   группы:

1)   номинации  денежных   единиц (гривна,  карбованец);

2)   названия  общественных  состояний  (селяне,  куркули);

3) названия  родовых  отношений (жинка, тато, парубок, батька);

 4)   рабочие  процессы (орать, скородить);

 5)   названия   сооружений (гребля, клуня, ставок);

 6)   воинские  звания, связанные  с историей  Украины (гетман, кошевой,  атаман,  кош);

  7)   названия  украинских   напитков,  блюд ( борщ, галушки, вареники,  деруны);

   8)   названия   одежды,   обуви,  головных  уборов (кептарик,  плахта,  вышиванка, брыль,  однострой).

Украинские  слова   используются   в   названиях   общественных  движений,  и  эти  собственно    украинские    слова    без   перевода    функционируют   в  русской   газетной  речи.  Номинации   украинских   брендов, не  переводимые    на  другие   языки,  в  том   числе   на  русский,  входят  в     мировое   пространство,   выступая    средствами    пропаганды  украинского    языка,   украинской    культуры,   вообще    всего  украинского.

Учитель русского языка и литературы
МБОУ "Октябрьская школа-гимназия"
Т.А.Бондаренко

 

Литература

  1. Будагов Р.А. Как мы говорим и пишем.-М: Издательство Московского университета- 1988г.-79с.
  2. Гольдин В.С. Речь и этикет.- М: Просвещение, 1983-109с.
  3. Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи.-К: Радянська школа, 1990г.-224с.
  4. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7класс- М:Просвещение-1991г.-342с.
  5. Крысин Л.П. Язык в современном обществе. М.: Просвещение, 1977г.-192с.
  6.  Культура  речи  учителя/ Под общей редакцией И.А.Стернина.-Воронеж:ВОИПКРО-2004г.-17с.
  7. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе.- М.: Просвещение, 1989,- 144с.
  8. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка- М.: Просвещение. 1988- 240с.
  9. Методика изучения русского языка: Пособие для учителя/ Под редакцией Г.М.Иваницкой, Н.А. Пашковской. – К.: Радянська школа, 1986.- 288с.
  10. Миропольская Н.Е. Вслушиваясь в слово.- К.: Радянська школа, 1989 – 195с.
  11. Михайловская Г.М. Разговорно- бытовая речь учащихся// Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. – 1992.- №9-10- с.21-22.
  12. Озерова Н.Г. Украинизмы в русской газетной речи на рубеже тысячелетий.// Русский язык и литература в учебных заведениях.- 2002- №5-с2-4.
  13. Пастухова Л.С. Заговори, чтоб я тебя увидел: о культуре нашей речи.- Симферополь: Таврия, 1990.- 112с.
  14. Чешко Л.А. Русский язык: для подготовительных отделений вузов: 2-е издание, исправленное и дополненное- М.: Высшая школа, 1990 – 333с. 
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Metod_otdel
Просмотров: 1528 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024