«Ребенок это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
23 апреля в МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» прошел семинар для педагогов психологов на тему: «Психологические аспекты проблемного обучения».
Удивление, вопрос, сосредоточенность, «горящие» глаза, заинтересованность, бурное обсуждение проблемы – таковы эмоциональные реакции присутствующих на семинаре по мере «открытия знаний» молодым специалистом Чубовой Наталии Юрьевны
Так грамотно и доступно подать теорию, разложив всю технологию проблемного обучения «по полочкам», пошагово проработать действия учителя при создании проблемной ситуации! Технология проблемного обучения направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, ориентирована на деятельностный подход в образовании, помогает воспитывать нового выпускника школы: всесторонне развитого, деятельного, замотивированного.
Затем участники семинара посетили развивающее занятие для учащихся 1-го класса на тему «Безграничность окружающего мира. Путешествие по лесам, морям и океанам».
Наталья Юрьевна построила занятие по принципу: «от простого к сложному, от абстрактного к конкретному». Старалась не давать знания в готовом виде, а создавать в течение урока проблемные ситуации и организовывала активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Чубова Н.Ю. умело использовала ИКТ и рисунки учащихся; быстро выходила из непредвиденных ситуаций; непринужденно и легко общалась детьми. Ребята с удовольствием слушали, участвовали в рассуждениях, высказывали свое мнение. Итогом занятия стала творческая работа учащихся. Ребята изготовили поделки из природного материала.
Чтобы действовать эффективно, важно следовать следующим правилам:
- не сдерживать инициативу детей;
- не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;
- помогать детям, формировать навыки самостоятельного решения проблем;
- поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;
- научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;
- верить в каждого ребенка.
Раннее использование данной методики в обучении позволяет существенно расширить кругозор и глоссарий ребенка, сформировать и развить творческое и дивергентное мышление, научить оперативно, выстраивать и использовать причинно-следственные связи.
Методист социально-психологической службы Грудницкая А.С.
|