Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 18.05.2024, 23:21
Включить версию для слабовидящих Приветствую Вас Гость | RSS




Управление образования

Администрации Красногвардейского района Республики Крым

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

И снова о поурочном плане...

Важно помнить, что «в педагогике, возведенной в степень        
 искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить     
 действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалять их
 в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы
эти действия были совершенно произвольны, неправильны и    
диаметрально противоположны»                                               
 (Н.И. Пирогов).


    Итак, мы определились, что одним из факторов, вызывающим отторжение всякого рода работы, связанной со словом «написать», является всеобъемлющий и всеохватывающий бюрократизм, медленно и неотвратимо поразивший систему образования. Но от этого вопрос о поурочном плане не отпал сам собой, он так же остро звучит и полемика вокруг него не прекращается.
     Во-первых, хочу разочаровать любителей писать в справках и рекомендациях фразы вроде «привести в соответствие с нормативными документами поурочное планирование». Нормативных документов, регламентирующих поурочный план нет! По крайней мере, на данный момент. Не существует ни одного нормативного документа о том, каким должен быть план урока, его форма, содержание, ничем не регламентированы сроки его хранения. Наличие, форма, сроки хранения и т.д. поурочного плана могут быть регламентированы только локальными актами: должностной инструкцией учителя, Положением о поурочном планировании, Уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, разработанными и утвержденными у вас в школе.
      Во-вторых, хочу немного поубавить ликование по поводу отсутствия нормативной базы - без поурочного плана или без планирования урока вообще как такового, провести урок, а правильнее будет сказать достичь целей урока, не под силу никому: ни учителю-асу, ни начинающему учителю, ни со званиями, ни без них, и я в этом твердо убежден. Да и о достижении каких целей можно говорить, если вы их не планировали? Урок – это органическое сочетание обучения и воспитания учащихся при максимально высоком уровне развивающего значения каждого урока. Каждый урок проводится не потому, что учителю за это платят зарплату, и не для того, чтобы занять чем-то детей, не для того, чтобы учитель показал свое мастерство, и не для того, чтобы рассказать или показать детям что-то новое. Каждый урок в системе обучения имеет свою цель, а соответственно на каждом уроке решаются свои дидактические задачи. В каждом уроке, который проводится в школе, отражаются важнейшие требования педагогики, психологии, физиологии, социологии и преподаваемого предмета; реализуются общие и непосредственные задачи обучения, воспитания, развития; органически сочетаются деятельность учителя и учащихся, выступают в сложном взаимодействии цели, содержание, методы. Урок, в конце концов – это не красивое изложение материала учебника! Поэтому успешное (успешное – это вовсе не синоним словам яркое, зрелищное, красивое, шоу, фейерверк и т.д.) проведение урока зависит от подготовки к нему и его продуманного планирования. Только хорошее планирование обеспечивает целенаправленную деятельность учителя и учащихся на уроке, благоприятную рабочую атмосферу и необходимую дисциплину (я имею в виду самодисциплину учеников и что не менее важно - учителя, его самоорганизацию). Надеюсь, что я вас убедил.
План урока - это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. А непосредственная подготовка учителя к уроку - это и есть планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку (невозможно гарантированное повторение однажды полученных результатов), продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определены основное содержание и направленность урока. План урока составляется на основе календарно-тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения необходимо обдумывание цели урока, каждого его шага и запись в той или иной форме плана урока. При создании методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального достижения целей, где немаловажную роль в обеспечении успешности учебно-познавательного процесса - процесса воспроизведения прежних и усвоения новых знаний — играют: создание мотивации, психологического комфорта, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
      Для учителя крайне важно, понимая объективную многоплановость процессов на уроке, не довольствоваться их стихийным ходом, а постоянно искать и находить оптимальные варианты взаимодействия элементов урока друг с другом (думаю, что теории хватит, переходим к практике).
Итак, у нас есть календарно-тематический план.

     Что нам осталось? А осталось совсем  мало – оформить, конкретизировать, хронометрировать, выстроить логику изложения и т.д.
     Я рекомендую такую форму написания плана урока:
1.    Раздел, класс, номер урока, дата
2.    Тема урока (Из календарно-тематического планирования, кстати, для современных горе-методистов, тема в КТП и в ПУ не обязательно должна буква в букву соответствовать. Очень хотелось бы, чтобы они понимали, что отступление от плана, корректировка, изменения обязательно будут для обеспечения максимальной эффективности и учитель просто обязан их делать. Но одно дело отступление от плана, а другое – его отсутствие.)
3.    Цель (Я объединяю все цели в одну: образовательная, воспитательная, развивающая)
4.    Тип урока (Ну о типах урока уже сказано-пересказано! Можно еще сюда записать вид урока.)
5.    Оборудование
6.    План урока (пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто  представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания по усмотрению педагога):
Например:
 
7.    Ход урока – самая важная часть конспекта (Собственно, это и есть основная часть Вашего конспекта урока. Здесь  в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока и покажите всю процедуру Вашего взаимодействия с учениками от звонка до звонка. Кроме этого,  укажите те материалы, которыми Вы пользуетесь на уроке, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам, компьютерное обеспечение и т.д.)
В перечень этапов, рассматриваемых в ходе урока, обычно входят следующие:
•        - организационный этап;
•        - этап проверки домашнего задания;
•        - этап контроля и всесторонней проверки знаний;
•        - этап подготовки к усвоению нового материала;
•        - этап усвоения новых знаний;
•        - этап закрепления новых знаний;
•        - этап первичной проверки понимания нового материала;
•        - этап повторения пройденного материала;
•        - этап обобщения и систематизации новых знаний;
•        - этап информации о домашнем задании.
     В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.
8.    Приложения  (в этот раздел Вы помещаете схемы установок демонстрационных экспериментов, лабораторных работ и практикумов, бланки заданий,  принципиальные схемы электрических цепей, чертежи к рассматриваемым задачам, опорные конспекты - все, что помогает Вам быстро восстановить в памяти экспериментальную часть урока и ход решения основных задач. Все рисунки и схемы должны быть пронумерованы в определенной временной последовательности (рис.1, рис.2,...). )

     Вот как-то так. Что самое главное!?
     Во-первых, после того, как Вы проделаете всю эту работу и придете на урок, то поймете, чем  отличается урок хорошо подготовленный от не подготовленного.
    Во-вторых, Вы сами получите удовольствие от урока вне зависимости от того, какие у Вас дети (или почти вне зависимости).
    В-третьих, такая работа не для проверяющего (хотя и это нужно: если проверяющий умный - оценит), а для самого учителя.
    И еще:
•    Писать его или напечатать?  На мой взгляд, это дело учителя.
•    Есть готовые целые книжки поурочных планов. Можно ли ими пользоваться? Конечно, можно и даже нужно! Берите, переделывайте, добавляйте свое, вносите коррективы с учетом ваших возможностей (я имею в виду: дети, база, обеспечение, и личные качества, конечно) и пользуйтесь! Кто же против? А вот идти на урок с книжкой готовых планов издательства «Ранок» - это идти на урок неподготовленным. Уж извините!
•    Так хранить или не хранить? Для себя лично – обязательно хранить. Хранить и систематизировать все, что касается урока (но это отдельный разговор).  Хранить ради проверки?  Я думаю так: умный директор никогда не потребует у работающего творчески учителя планы урока, за какой бы то ни было период (разве что при анализе посещенного урока или при обобщении Вашего опыта работы, или чтобы поучить кого-то на Вашем примере…). Ну, а если не совсем умный? Я сочувствую! (правда, не знаю кому: вам или ему).
•    Писать ли теорию? Если Вы имеете в виду переписать из учебника, то нет, точно не нужно. Если Вы имеете в виду логику изложения, другие подходы или взгляды, то, что, на Ваш взгляд, по учебнику «не дойдет», «к чему и как Вы подведете детей», основные моменты, опорный конспект и т.д., то обязательно. (Кстати, не менее важно бы и проговорить то, что напишите: не надейтесь на то, что Вы выдающийся оратор, умеющий держать аудиторию одним взглядом. Часто, проговаривая, и находишь слабые места.)
•    Можно ли отвлекаться от плана? И можно и нужно, если этого требует ситуация: выявлен пробел в знаниях (а как без них двигаться дальше?), дети реагируют на Ваши вопросы не так, как Вы планировали и т.п.  Отступая от намеченного, учитель, прежде всего, соотносит все продуманные, многократно проигранные в уме детали урока, собственные действия и действия учащихся с ходом урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а носят характер планомерного привнесения изменений в структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока.
В.Чертков

     Литература
1.    Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 1984.
2.    Зотов Б.Ю. Организация современного урока. М., 1984
3.    Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985
4.    Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973
5.    Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989
6.    Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1985.
7.    Поташник М.М. В поисках оптимального варианта. М., 1988

Категория: Мои статьи | Добавил: Stalker (09.02.2014)
Просмотров: 5025 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 4
4 mirolyubovskaya_shkola  
0
Здорово!

3 Stalker  
0
Ну тогда спросите ...

1 Оленка  
0
Картинка, конечно, обалденная!!!

2 Stalker  
0
Похож!?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024