Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 18.05.2024, 22:38
Включить версию для слабовидящих Приветствую Вас Гость | RSS




Управление образования

Администрации Красногвардейского района Республики Крым

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Кто Вы, Учитель!?

     Кто умеет - делает, кто не умеет - руководит.
Б. Шоу.
    Работая в системе образования довольно давно – 26 лет, причем в разных должностях - учитель, методист, заместитель директора, директор, начальник управления образования и опять учитель,  заместитель директора, -   имея достаточно большой и разнообразный опыт, никак не мог долгое время понять,  почему не прекращаются споры о том, необходимо или нет поурочное планирование. Нужен ли поурочный план, каким он должен быть, сколько он должен храниться, где, кому предъявляться и т.д.? Причем, чем дальше, тем больше. Мне так кажется, что раньше таких споров не было или их было значительно меньше. Почему? Вот некоторые опросы учителей:


     Проанализировав действующую нормативную базу, почитав в который раз классиков педагогики, «наслушавшись» педагогов после утверждения своим приказом Положения о поурочном планировании, общаясь с педагогами самого разного уровня, с коллегами на форумах, прихожу к мысли, что основных причин продолжающихся споров две:
     тотальный бюрократизм в системе образования, подмена его содержания внешними шоу-эффектами;
     непонимание сути поурочного планирования и его значения.

    Спросите у учителя, зачем он пишет поурочный план (если он его пишет!)? И большинство вам ответит, что для администрации (чтобы отцепились, а вдруг кто-то придет на урок, а вдруг затребует план урока ни с того ни с сего…), для проверяющих методистов, инспекторов (читай бюрократов, очень часто либо далеких от школы, либо «ну где-то рядом были») и т.п. Ну и, конечно, какой-то процент с умным видом (и здесь нет сарказма, это действительно умные учителя, они все понимают, но…) скажет, мол, а как же без плана идти на урок? 
     Что удивительно, а ведь большинство не пишет поурочных планов, прибегая к различного рода уловкам! Это и всякие заготовки, и один раз отпечатанные без даты планы (пришли проверять – поставил дату, нет – ждем следующего раза), это и скачанные из интернета (удалил то, что может тебя выдать, и готово), это и отсканированные печатные издания и т.д. И начинается захватывающая игра «Кто - кого»: проверяющий или проверяемый. А где дата? Ой, извините, забегался, закрутился! А почему нет записей, кого вы собирались опрашивать? А я и не собирался, но уловив пробел в знаниях…. А почему запись в журнале отличается от темы урока? А я просто сократил, но по смыслу это одно и то же. А почему тогда не соответствует календарному плану? Ну, я же не мог предусмотреть, что дети так сложно будут усваивать материал, пришлось чуть-чуть сдвигать. А почему цель не триединая? (это удар под дых) Тут один ответ – виноват… Ну и как-то так может продолжаться достаточно долго. Чувствуя, что с наскока учителя не взять (нарушается главный принцип «великих» - начальник всегда прав), управленцы начинают фантазировать на тему регламентации, норматизации, стандартизации и всяких других «изаций».
     А ведь совсем недавно (лет двадцать назад) все было совсем иначе! «Проверяющие» изучали систему работы учителя, а не анализировали качество бумаг, им написанных. Во время аттестации школы начинали с вопроса:  «А покажите нам, как у вас проходит педсовет, заседание МО, покажите мероприятия по патриотическому воспитанию и т.д.». Или: «А что вы можете нам показать?». Посещали по 6 уроков в день  на протяжении недели или двух. И не «бумажки» во время урока листали, доводя до исступления учителя, наблюдающего за ними, а жили уроком вместе с учителем и детьми.
     А план урока могли спросить только во время обсуждения, анализируя с учителем урок. Да часто и не спрашивали вовсе! А мы писали, и не просто чертили от руки на вырванном из тетради листочке схемки, а писали развернутые!
     Посмотрим на современную аттестацию!? Посетили один-два урока, перелистали кучу макулатуры в виде папок с анализами и сделали вывод о работе учителя!  Ответ напрашивается сам собой. Тогда ценили работу, а сейчас ее видимость в виде бумаг. Почему так? Да очень просто: все больше и больше управленцев в образовании далеки от образования, без опыта работы, без ступенек, без «шишек», без «проб и ошибок», бессонных ночей и опыта работы с детьми. (Им нужно сочувствовать. Их нужно жалеть. Вы только представьте себе: работать, не понимая, что нужно делать и в чем смысл этой работы! Вот они и делают то, на что способны.) И куда это меня понесло?
    Так вот, о бюрократии. Давайте реально посмотрим на то, что сегодня происходит в школе.
Кто-нибудь заходил в кабинет к директору школы? Видели шкафы с папками!? И не дай господь, чтобы хоть одна бумажка (извините – документ) была оформлена не так. И когда делает это все директор? Да в рабочее время, после рабочего времени, в выходные, в отпуске, после отпуска…. А у него еще и уроки, между прочим. Продолжим экскурсию. Зайдите в учительскую, методический кабинет, кабинет заместителя, педагога-организатора. А что смотрят в учебных кабинетах? Папки! Стенды! Вот в последнее время мне все время хочется провести хронометраж рабочего дня завуча. Взять секундомер и побегать за ним по школе. Интересно, сколько получится в процентах «на детей», а сколько «на бумаги». Загляните в электронную почту школы, в книгу регистрации телефонограмм и в мобильные директора, заместителей. И вы сразу поймете – дети в школе только мешают работать учителям! Если бы не было в школе детей, то мы бы работали на сто процентов лучше! (может, я и утрирую, но чуть-чуть – это чтобы подчеркнуть).
      А кто, кроме учителя, знает, сколько времени занимает качественная подготовка к уроку? Лично у меня от 1 до 2-х часов к одному уроку. (В среднем, если не увлекусь). А у кого их шесть в день? Да в разных классах? А проверка тетрадей? А подготовка эксперимента, демонстрации, наглядности, раздаточного материала и т.п.? Ну и сколько же учителю нужно времени для подготовки? Да так, чтобы это устроило проверяющего! (Не ради детей, не ради качества – ради «ее величества бумажки») И что интересно, мы сами увлекаемся этим, подменяя живую работу с детьми бумаготворчеством, начинаем свято верить, что это и есть работа!
    Еще один момент. А посмотрите на количество мероприятий, которые проводятся сегодня на уровне школы, района, республики, страны в целом. Я имею в виду все мероприятия: от совещаний до конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований, месячников, педсоветов. И все ярко, красочно, с шоу-эффектами, презентациями! (обязательно пригласить «великих»). А по каждому еще и отчет! (фотоотчет, ну почти по каждому) Понемногу все это становится формальным как для учителей, так и для детей. И где в этом всём место написанию планов уроков? Качественной подготовке к уроку? Да собственно говоря, а где в этом дети?
    Вывод: забюрократизировав школу, подменяя реальную работу с детьми работой с бумагами, мы выхолостили смыл не из поурочного плана, а из понятия творчество, и как результат, получили такое вот отношение к нему. Творчество регламентировать нельзя! Творчески работающего учителя нужно беречь, помогать ему. И руководитель, в первую очередь, должен найти баланс между чиновничьим началом и духом творчества в коллективе. (Опытные руководители так и делают)

В.Чертков
Категория: Мои статьи | Добавил: Stalker (13.01.2014)
Просмотров: 871 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 7
7 Оленка  
0
Раньше нужно было думать: а то сеять, жать, литературу читать smile

6 Stalker  
0
Ну прямо по Чернышевскому!

3 Оленка  
1
А у филологов подготовка к одному уроку может занимать до трёх часов (продумать, подобрать материал, скомпоновать, а ещё и чтобы детям было интересно, возможно, презентацию подготовить, чтобы в голове хоть что-то осталось!) А если у учителя по 5-6 уроков в день... Не забываем ещё и о проверке тетрадей. Хорошо, если в классе 15 человек. А когда 27-30? О каком отдыхе может идти речь? Остаётся только мечтать о спокойных минутах! А помимо этого - общественная деятельность, подготовить методические материалы, заняться самообразованием... А так хочется вспомнить, что ты ещё и человек, хоть раз в месяц поехать в театр... По-моему, это замкнутый круг какой-то... prof

4 Stalker  
0
Кстати! Может, действительно стоит подумать о модульной системе? Ну все-таки при максимальной загрузке - это 3 класса подготовить, а не 6!

А в маленьких школах, где учитель ведет еще и несколько предметов? Там вообще завал...

5 Оленка  
0
Можно подумать и о модульной системе. Даже изучали... посещали занятия по этой системе... Только ещё остаются вопросы: как решить вопрос с СЭС при согласовании расписания?

1 Гость  
2
Читал вашу статью. Я с вами согласен с вышесказанным.

2 Stalker  
0
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024