Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 18.05.2024, 22:38
Включить версию для слабовидящих Приветствую Вас Гость | RSS




Управление образования

Администрации Красногвардейского района Республики Крым

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Рассуждения на тему каким должен быть районный методический центр или почему школы так «боятся» приезда методистов.
Обучай только того, кто способен, узнав про один
угол квадрата, представить себе остальные три.

Конфуций

     Что такое методическая служба в современных условиях?  Определений можно дать много, но мне нравится вот такое:
      Методическая служба – это система взаимодействия связанных друг с другом подсистем обеспечения и сопровождения образовательного процесса, работы педагога, инновационной, опытно-экспериментальной деятельности в целях продуктивного развития системы образования. (Правда, красиво?)
     Основными направлениями деятельности методической службы являются:
     •    информационно-аналитическая,
     •    организационно-методическая,
     •    консультационная.
     Основными задачами, стоящими перед методической службой, можно назвать:
     •    содействие функционированию и развитию образовательных учреждений дошкольного и общего среднего образования района;
     •    оказание поддержки учебным заведениям района в освоении и введении в действие государственных образовательных стандартов общего образования;
     •    оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников учебных заведений, распространении инновационного опыта лучших педагогов района;
     •    удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников учебных заведений;
     •    создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников учебных заведений;
     •    осуществление практической организационно-методической, социально-педагогической, психологической помощи и поддержки всем участникам учебно-воспитательного процесса, в том числе в условиях внедрения инклюзивного образования;
     •    внедрение в педагогическую практику современных научных психолого-педагогических достижений и инновационных технологий в обучении детей с особыми потребностями;
     •    осуществление социального партнерства с государственными и общественными организациями;
     •    осуществление информационной деятельности в обществе.   
     И, собственно говоря, этот список можно расширять и дальше.
    Но что интересно!? Можно пять или даже десять раз перечитать все, что написано выше, и все равно не найти и намека на контролирующие функции. Причем намека на контроль нет ни в каком бы то ни было смысле! А что на практике? А на практике приезд методиста в школу вызывает «легкий шок» у учителя и нервный зуд у администрации. А почему? Да все просто! «Современный» методист передает учителю информацию из вышестоящих источников (часто и густо просто зачитывая информационно-методические письма, приказы и другие нормативные документы) и потом приезжает проверять как вы их выполняете. Не верите? (я думаю, особо сейчас возмущены сами методисты) А давайте почитаем справки по результатам посещений учителей или школ. И что там?
(выдержка из справки)        
     •    Календарные планы составлены в соответствии с учебными программами, с учетом методических рекомендаций по преподаванию предметов. Планы рассмотрены на заседании ШМО, согласованы заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждены директором школы.
     •    В календарных планах предусмотрено разделение учебного материала на разделы и темы, (они так и называются календарно-тематические, а что бывает по-другому?) выполнение практической части учебных программ с указанием необходимого количества практических работ, обязательных для выполнения всеми учащимися. С целью проведения тематического учета знаний запланированы уроки обобщения знаний и умений учащихся (вот оказывается для чего нужны уроки обобщения знаний и умений!); контрольные работы (2 в течение учебного года).
     •    Поурочное планирование учителя географии школы соответствует календарному планированию (это заслуга, недостаток или констатация, а может опыт, который нужно обобщать?). К составлению поурочных планов педагог подходит творчески: указывает тему, цель урока, формы и методы работы на уроке, наглядное сопровождение уроков.  (видимо, методист с юмором!) На время аттестации даты и содержание проведенных уроков соответствовали календарно-тематическому планированию и записям в классных журналах.
     •    Учитель требовательна к наличию у учащихся на уроке необходимых принадлежностей: географических атласов, контурных карт и др. (а что, можно не требовать?) Все учащиеся обеспечены необходимыми принадлежностями. Использует в работе с учащимися тетради с печатной основой (авторы А.В.Супрычев и И.Капиррулина, которые использует для проведения практических работ, тематического учета знаний учащихся. (а что, тетради для практических работ можно использовать для других целей?)
      Ну и так далее, в таком же стиле. Даже если и не обращать внимание на откровенные ляпы, то все равно это констатация: выполняет-не выполняет. А что дает это учителю? Что дает развитию системы в целом? А ровным счетом ничего! Так до следующей проверки!
     Вот интересно, а сколько творческих проектов запущено нашим методическим центром, сколько передовых технологий внедрено в учебный процесс, чей опыт работы методцентр обобщает на данном этапе, в каких проектах принимает участие на республиканском уровне, какая работа ведется в развитии инклюзивного образования, какие методики отрабатываются методистами по переходу на новые стандарты (для администраций, учителей, родителей, учащихся)? Продолжить? Наверное, не нужно!
     Так каким же должен быть методический центр? Ответ очевиден: независимым от управления образования. Какие услуги должен предоставлять? На мой взгляд:
     •    предметно-методические: современные образовательные технологии, координация методической работы в районе;
     •    мониторинговые: аналитико-диагностическая информация, мониторинговые исследования и др.;
     •    маркетинговые: изучение спроса на методические услуги в районе, определение степени профессиональной удовлетворённости и др.;
     •    консалтинговые: повышение управленческой компетентности руководителей, обобщение эффективных управленческих технологий;
     •    экспертные: экспертиза инноваций, рецензирование работ и т.д.;
     •    библиотечно-методические: продвижение электронной продукции, информация об учебных изданиях, заказ литературы.
    Какие подразделения должен включать в себя методический центр? На мой взгляд, в структуре Методического центра должны быть созданы следующие структурные подразделения:
     •    Предметно-методическая служба;
     •    Психолого-медико-педагогическая консультация;
     •    Центр практической психологии и социальной работы;
     •    Инклюзивный ресурсный центр;
     •    Центр мониторинговых исследований.

    Справляется ли сегодня методическая служба с поставленными перед ней задачами? На мой взгляд, не совсем. И это вовсе не оценка работы – методический кабинет, методисты работают с довольно большой нагрузкой. (Как это ни парадоксально!). Вот только большей частью выполняя совсем не свойственные им функции.
    Так в чем же проблема? Я бы отметил следующие противоречия, не позволяющие поставить методическую работу на качественно новый уровень:
     •    загруженность текущими делами, заорганизованность – «количество» никогда не было и, наверное, не будет синонимом слова «качество». Однако оно может хорошо имитировать качество работы. Такого объема мероприятий разного уровня, а самое главное отчетов, ответов, информаций, планов, положений и т.д., так заорганизовали работу, что для творчества просто не хватает времени.
     •    как результат - отсутствие высококлассных профессионалов (а для выполнения такой работы как раз и нужны просто исполнители, человек творческий, мыслящий никогда не будет этим заниматься!);
     •    сегодня методическая служба рассматривается как своего рода придаток, обслуживающий орган управления образованием и используемый для выполнения тех же управленческих функций, которые выполняет орган управления образованием, это еще один управленческий отдел (сектор, участок, подразделение);  
     •    нежелание понять, что именно методисты РМЦ должны быть инициаторами творческих процессов, стоять в основе всего нового, а не просто собирать по 25 раз в год данные по школам о количестве педагогов, проведенных мероприятиях, внедряемых технологиях и т.п.
     •    большинство учителей и педагогических коллективов находятся в оппозиции к методическому центру. Методический центр, имея в своем распоряжении большой объем современного педагогического опыта, результаты мониторинговых исследований, передовой педагогический ресурс, должен не только или не столько давать все это в распоряжение учителя и потом проверять, а скорее учить творить, учить творчеству.

      Так что же нужно сделать, чтобы методический центр стал действительно центром творчества, педагогического мастерства, помощи и поддержки учителя, администратора и просто центром, куда потянутся учителя не с отчетами, а за опытом и помощью?
     1.    Руководителем центра должен быть управленец, менеджер образования, умеющий мыслить стратегически и имеющий стаж управленческой деятельности не менее 3 лет. (и никак не просто учитель, не хватит опыта, и даже если учитель окажется «способным», он будет на протяжении 3 лет «учиться», нужен этап становления, а это роскошь, да и за это время все привыкнут)
     2.    РМЦ должен быть полностью освобожден от не свойственных ему функций. То есть нужно разделить отдел образования и центр. Это равноправные структуры с разными функциями.
     3.    Все методисты должны быть практикующими – у каждого должны быть часы в школе. Не преподавая в школе, через год-два методист полностью теряет связь со школой. (каюсь, у меня раньше было другое мнение)
     4.    Методистами должны работать учителя, имеющие как минимум стаж работы в школе не менее 10 лет, желательно, имеющие опыт работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе, педагогическое звание «старший учитель», «учитель-методист». Каждый методист должен иметь печатные работы, свой сайт или раздел сайта, который он ведет лично.
     5. Методический центр нужно строить по принципу лабораторий, отделов или служб, причем в отдельные лаборатории должны быть вынесены вопросы: воспитательная работа, ВНО, социально-психологическое направление, инклюзия и т.д. Таким образом, количество ставок методистов должно быть не менее 15. (кстати, это никто сегодня и не запрещает делать)
     6.    Не менее 50% рабочего времени методисты должны проводить в школах района. Это и есть их место работы!
     7.    У каждого методиста должна быть, если хотите, норма посещенных уроков. (как и у администрации школы, только задачи разные)
     8.     Районный методический центр должен быть подотчетен не только начальнику управления, но и Совету директоров школ. (Ведь именно они заказчики услуги)

Ну вот как-то так!
В.Чертков
Категория: Мои статьи | Добавил: Stalker (02.03.2014)
Просмотров: 2098 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 8
8 Stalker  
0
Почему по сути нет комментариев, а только по принципу "на воре и шапка горит"?

5 Не скажу  
0
Для *SMAIL* по-поводу "не замечал, что учителя стонут от администраторов (директоров/замов в школах): все очень просто - Владимир Алексеевич сплетни не собирал, а если и собирал, то не выносил на всеобщее обсуждение, так как это Вы делали и делаете...

4 *smile*  
-1
"Руководителем центра должен быть управленец, менеджер образования, умеющий мыслить стратегически и имеющий стаж управленческой деятельности не менее 3 лет. (и никак не просто учитель, не хватит опыта, и даже если учитель окажется «способным», он будет на протяжении 3 лет «учиться», нужен этап становления, а это роскошь, да и за это время все привыкнут)" Владимир Алексеевич! Вам ли не знать "своих руководящих кадров", там такие есть администраторы (директора / замы в школах), что учителя стонут, а Вы как-то и не замечали. Да ....
Читали методисты "папки" Мускатновской / Новопокровской школ - но "перлы" никто не цитировал, как-то сводили все к загруженности администрации, а оказывается, вот так нужно .... цинично и с издевательством.
Издавайте свои наработки (но свои, а не ИНТЕРНЕТ наработки). Ведь стаж позволяет, а опыт - тем более ......

7 Stalker  
0
Что касается руководящих кадров - в чем-то согласен. По некоторым школам ошибся. И что смешно, что ошибался чаще тем, где очень сильно прислушивался к советам учителей, директоров, профсоюзных лидеров... Там где учитывал их мнение ошибок гораздо меньше. Но директоров никто и ни где не готовит. Чтобы стать директором нужно от 3 до 5 лет. Так что то, что не замечал это не совсем правда!
Что касается "перлов" в папках, то извините. Папки никто и не читал то собственно. А вот то, что очень многое, что приходилось в ходе аттестации объяснять потом представлялось на семинарах как передовой опыт - это точно!
И что касается наработок. К сожалению я шесть лет не преподавал, но уже сейчас многими наработками могу поделиться и с вами, если хотите.
И последнее. Не нужно воспринимать статьи как критику. Не пытаюсь ни кого "достать" или "зацепить". Те кому и нужно было бы все равно не поймут. Это больше рассуждения для людей способных думать и рассуждать, делать выводы, советоваться, в чем-то учиться, возражать, если не согласны и высказывать свою точку зрения. А если вы их так воспринимаете, то не читайте больше. Я ведь не навязываю ни кому свою точку зрения. Да и никогда не навязывал. Мог не соглашаться - да, мог. Но всегда выслушивал и другую точку зрения. И сейчас пытаюсь, хотя по сути вы ничего не оспорили....

3 *smile*  
0
Говорят, "Не плюй в колодец..." А кадры методкабинета разве не Вы набирали?! Эх!!!!!

6 Stalker  
0
К сожалению частично я! Это факт!

1 Не скажу  
1
А наш методический центр приехал, "отчитал" учителя и уехал, а помощь-то, вроде, и не оказал, а только проверил...

2 Stalker  
1
Вот об этом и речь! sad

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024