Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 19.05.2024, 01:15
Включить версию для слабовидящих Приветствую Вас Гость | RSS




Управление образования

Администрации Красногвардейского района Республики Крым

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Педагогический совет в системе научно-методической работы школы

       Педсовет – это форма взаимодействия учителей, эффективный способ их обучения и стимуляции профессионального роста. Любой руководитель школы заинтересован в том, чтобы сделать это мероприятие проблемным, познавательным, насыщенным, чтобы учительский коллектив мог не просто заседать, а продуктивно и творчески общаться.
                                                Елена Викторовна Советова

          Педагогический совет в современной школе  остается наиболее распространенной формой управления, позволяющей использовать коллективный разум, знания и опыт педагогов для решения сложных проблем; организовать обмен информацией между отдельными педагогами и методическими объединениями; оперативно доводить конкретные задачи до непосредственных исполнителей.
       Педагогический совет в школе – место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где дается старт новым начинаниям и подводится итог уже проделанной педагогическим коллективом работы.
       Давно ушли в прошлое педсоветы в форме формальных мероприятий с традиционной повесткой дня и традиционными решениями. Педсовет в современной школе – парад идей, проходящий в комфортной среде сотрудничества и сотворчества.
Однако, как и любой другой парад, он требует кропотливой и очень серьезной подготовки. Очень важно найти правильную и наиболее эффективную для рассмотрения конкретной темы технологию подготовки и проведения   педагогического совета. Необходимо продумать конкретные задачи для педагогов и творческих групп,
составить заранее вопросники для анкетирования, исключить ситуации, когда педагог может отсидеться и отмолчаться. Задача администрации школы при организации педсовета – организовать это мероприятие так, чтобы оно было интересно педагогу, чтобы на заседании педагог узнал что-то новое, причем не только в виде теоретических знаний, но и в виде практических советов и рекомендаций.
         Само слово « педсовет» означает «советоваться, держать совет».
         Одна из главных миссий   педагогического совета – создание общественного мнения по приоритетным   направлениям деятельности школы, которое является регулятором отношений между людьми, как в среде педагогов, так и в среде школьников.
          Педагогический совет реализует следующие виды деятельности:
     1)    определяет стратегию развития школы, направления экспериментальной и инновационной деятельности, производит анализ и коррекцию этой деятельности;
     2)    проводит отбор и коррекцию технологий, форм, методов, используемых для организации образовательного процесса;
     3)    определяет формы взаимодействия школы с научно-исследовательскими, государственными и общественными организациями;
     4)    обсуждает и производит выбор учебных планов и методического сопровождения учебного  плана (программ, учебников, дидактических материалов);
     5)    принимает решения о порядке итоговой и промежуточной аттестации учащихся, выпуске и т.д.
        
          Анализ видов деятельности позволяет сделать вывод о том, что современный  педагогический совет является полифункциональным.
         Он выполняет следующие функции:
          ∙управленческие;
          ∙методические;
          ·воспитательные;
          ·социально-педагогические.
          Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.

          Управленческие (административные):

     1.    Законодательные  выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником.
     2.    Совещательные – обсуждение объективной информации о состоянии  образовательного  процесса, выработка рекомендаций.
     3.    Обобщающе-диагностические – проведение  опытно- экспериментальной работы, социальных, психологических  и медицинских обследований.
     4.    Планово- прогностические – обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.
     5.    Экспертно-контролирующие – заслушивание отчетов по различным вопросам школьной жизни.
     6.    Корректирующие – внесение изменений и поправок в план работы школы.

           Методические:
     1.    Информационные – сообщение о состоянии образовательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, ознакомление с достижениями передового педагогического опыта.
     2.    Обобщающе-аналитические – анализ состояния образовательного процесса (уровня преподавания, качества знаний и степени воспитанности), обобщение и анализ педагогического опыта.
     3.    Развивающие – развитие педагогического мастерства, внедрение передовых педагогических технологий.
     4.    Обучающие – повышение квалификации педагогов.
     5.    Анализирующие – стимуляция усилий  педагогического коллектива, всех  звеньев  методической службы.

           Воспитательные:
     1.    Формирование индивидуальности каждого учителя.
     2.    Укрепление коллектива в процессе подготовки заседаний педагогического совета.
     3.    Формирование мотивации коллектива; выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований.

          Социально-педагогические:
     1.    Коммуникационные – формирование связей  педколлектива с родителями, учащимися, другими педколлективами.
     2.    Координирующие и интегрирующие – согласование, установление целесообразных связей всех субъектов: школы, семьи и общественных организаций.
     
           В рамках конкретных целей приоритеты функций педсовета могут перераспределяться, однако в каждом случае обязательно включать элементы обучающего характера, а методическую функцию обучения рассматривать как одну из приоритетных.
       Практика показывает, что обычно в рамках  одного  учебного года  проводится не более 4-5 педсоветов. Два из них – организационные: аналитико-планирующий в августе и  итоговый в мае.  Следовательно, непосредственно тематических может быть проведено два-три.
        Для конкретно выбранной темы педагогического совета  определяется цель и задачи, что способствует отбору и структуре  содержания. Можно выделить следующие требования к отобранному содержанию:
        - теоретическая часть должна быть актуальна, обоснована и проверена жизнью;
        - примеры из практики школы должны быть объективными и конкретными;
        - обобщенные материалы представлены наглядно с помощью схем, графиков, таблиц, диаграмм;
        - сформулирована установка на профессиональное совершенствование  в перспективе на основе выявления лучших начинаний в педколлективе.
        
         Общая схема отбора и структуры содержания такова:



          Особое значение приобретает форма проведения педагогических советов. Как показывает опыт работы, традиционный вариант педсовета: доклад, содоклад, выступления,  сообщения, принятие решения – не эффективен, да и неинтересен большинству учителей.
      Основными недостатками традиционного педсовета являются:
          *авторитарный стиль ведения педсовета, превращение педсовета в инструктаж;
          *поверхностное обсуждение поставленных проблем;
          *абстрактность докладов;
          *почти полное отсутствие самостоятельной деятельности учителей;
           *низкая результативность.
            Чтобы разбудить творческую мысль учителей, вызвать у них потребность в деловой дискуссии и оказать сколько-нибудь заметное влияние на положение дел в школе, нужно использовать нестандартные, современные интенсифицированные формы проведения:
             коллективная творческая деятельность, коллективные способы обучения. Это такая деятельность, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества. Данная технология разработана И. П. Ивановым для детских коллективов, но многие ее компоненты вполне применимы и к работе со взрослыми;
             творческие мастерские – это временные коллективы, которые призваны решать исследовательские, методические и организационные вопросы. Творческие мастерские как форма педагогического совета создаются в соответствии с рассматриваемым подходом: игровым, диалоговым, модульным, системным,  деятельностным  и пр., с целью обобщения педагогического опыта коллег либо определения состава и границ применимости некоторого методического инструментария;
             презентация работы методических объединений, творческих групп, учителей – предметников проводится для представления новых программ, учебников,  направлений инновационной работы и т.п.  Цель работы данного педсовета  - привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новыми начинаниями, дать общественную оценку;
              семинар  проводится как развернутое во времени чередование теоретических семинаров и  взаимопосещений,   выполняет роль интенсифицированного повышения квалификации  группы учителей по актуальной для коллектива научно-методической проблеме;
               деловая игра – форма подведения итогов работы коллектива  по какой-либо проблеме или  за определенный период времени. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Участники различных ролевых микрогрупп определяют негативные  (позитивные) моменты работы, вырабатывают цели и задачи на новый период, разрабатывают программы действий, которые (доработанные и обобщенные) лягут в основу решения педсовета;
               конференции.  Их тематика может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно-практический характер. Педагогический совет-конференция объединяет качества педагогического совета и научной конференции. Может проходить по секциям-направлениям, обязательными элементами являются  поощрения и награждения, оформление и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт;
                круглый стол – коллективное размышление над значимой проблемой. Эта форма требует постановки серьезных и интересных вопросов для обсуждения, подбора соответствующей литературы, предварительного обсуждения отдельных вопросов группами учителей, соответствующей деловой обстановки и ведущего, умеющего ориентироваться в поставленных вопросах и направлять разговор в нужное русло;
                 «Аукцион  идей». Основа такого педсовета - домашние задания, полученные и выполненные микрогуппами  учителей, по подготовке примеров из собственной практики по  интересующим всех вопросам.

             Преимущества этих нестандартных, современных интенсифицированных форм состоят в следующем:
      - повышается практическая направленность решения проблемы;
      - предусматривается участие каждого педагога в работе педсовета;
      - развивается инициатива, творчество каждого члена коллектива;
      - требуется более глубокое знание теории, всесторонняя информация об образовательном процессе;
       - осуществляется деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.
          
           В заключительной части  педагогического совета  необходимо обобщить результаты. Целесообразно резюмировать выступления участников педсовета не только после обсуждения каждой подтемы и в конце заседания, но и в ходе самого обсуждения. Это позволяет добиться уверенности в том, что все педагоги отчетливо понимают, о чем идет речь на педсовете, и у них складывается убеждение, что в ходе дискуссии достигнут определенный  прогресс и время прошло не напрасно.

  Тезисы выступления заместителя директора по учебной работе Гнилицкой Е.Б.
Категория: Разное | Добавил: Stalker (26.02.2014)
Просмотров: 8550 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024